КПРФ в Новосибирске - Локоть озвучил позицию коммунистов Госдумы по вступлению России в ВТО
КПРФ
Новосибирская областная организация
Коммунистической Партии
Российской Федерации
Сентябрь 2021
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
Сегодня 27 сентября 2021
27 28 29 30 01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
Октябрь 2021

Rambler's Top100










Локоть озвучил позицию коммунистов Госдумы по вступлению России в ВТО

19.10.2006 14:57


В четверг, 19 октября, депутат Госдумы РФ Анатолий Локоть от имени фракции КПРФ выступил на парламентских слушаниях по теме вступления России во Всемирную торговую организацию. Предлагаем вниманию читателей полный текст доклада депутата.


Как известно, закончился провалом пятилетний цикл переговоров в рамках Генерального Соглашения по Торговле Услугами — ГАТС/ВТО (так называемый «Раунд Доха»), начавшийся в ноябре 2001 года. Ни одна из стран не приняла на себя обязательств по либерализации международной торговли в различных областях, включая сельское хозяйство, промышленность, природоресурсный, природоохранный и водный сектор.

Развитые страны настаивали на значительном расширении перечня конкретных обязательств по либерализации рынка, которые развивающиеся страны должны взять на себя в сфере экологических товаров и услуг (ЭТУ).

Инициаторами мер в этой области стали США и Евросоюз. Одним из последствий принятия этих предложений США и ЕС будут обязательства стран «третьего мира» по неограниченному допуску на свой рынок ЭТУ иностранных компаний и обеспечить им такой же правовой режим, как и компаниям своих стран.

Такое требование неприемлемо для развивающихся стран из-за неблагоприятной для них ситуации на мировом рынке ЭТУ. По данным международной организации ЮНКТАД, более 85% мирового рынка ЭТУ принадлежит 53 крупнейшим «природоохранным» ТНК Западной Европы, США и Японии.

Ситуация усугубляется тем, что у развивающихся стран фактически отсутствует национальный потенциал для обеспечения своих интересов при такой экспансии. Они, как показывает практика, оказываются беззащитными (неконкурентоспособными) на фоне такой экспансии, лишаясь при этом всяких перспектив для создания потенциала не только в природоохранной сфере, но и в других, связанных с этой, сферах.

Принятие указанных расширенных обязательств, приведет к тому, что, согласно ГАТС, будут признаны противозаконными многие виды природоохранной деятельности, осуществляемой в странах. Например, будут признаваться незаконными ограничения на добычу нефти в уязвимых в экологическом отношении Арктических регионах.

Кроме того, могут быть признаны незаконными ограничения на объемы использования поверхностных и подземных вод, ограничения на количество бензозаправочных станций (в т.ч. в городах), ограничения на количество мест утилизации опасных отходов, на количество и протяженность нефтепроводов и газопроводов, на объемы прокачиваемой нефти, и т. д.

Особое неприятие у большинства стран-членов ВТО вызвало положение ГАТС о «национальном режиме». Согласно этому положению, страна обязана предоставить иностранному партнеру такой же режим деятельности, какой предоставляется национальным компаниям.

В случае принятия страной этих условий могут быть признаны нарушающими права иностранных компаний на конкуренцию, а, следовательно, незаконными, многие правовые и другие меры стран по защите своих интересов, в том числе, меры по охране природы.

При введении ГАТС в действие, неограниченное использование западными компаниями природных ресурсов, основная часть которых принадлежит развивающимся странам, вовсе не будет работать на решение проблем этих стран, в частности, проблем, сформулированных в Декларации Тысячелетия ООН.

Положения дел в мировом экспорте сырья, признает, что даже без принятия условий ГАТС «Доходы, полученные от экспорта нефти и других полезных ископаемых, не способствуют развитию…. В 34 развивающихся странах, где нефть и газ дают, по меньшей мере, 30% всех доходов, получаемых от экспорта, около половины населения живет меньше, чем на 1 доллар в день». Доклад ООН, детально оценил положение дел в одной из этих стран — Экваториальной Гвинее. Он подчеркнул, что только 10% годовой прибыли от ее экспорта нефти направляется в бюджет страны. Такой парадокс, характерный для многих стран, среди специалистов в мире получил название «проклятие ресурсов».

В эту же компанию попали и прикаспийские страны. Как следует из указанного Доклада ООН, "разработка запасов нефти в Каспийском море способствовала притоку иностранных инвестиций в Азербайджан, Казахстан, Россию и Туркменистан. Хищническая деятельность десятков транснациональных нефтяных компаний на Каспии в скором времени неизбежно приведет к социальной и экологической катастрофе в этом регионе.

Конечно, трудно сравнивать экономику России и Экваториальной Гвинеи. Но две страны роднит одно и то же «проклятие ресурсов», а именно: благосостояние подавляющего большинства граждан этих стран фактически не зависит от объема экспортируемых нефтегазовых ресурсов. В России, например, при экспорте нефти в 2004 году в объеме 250 млн. тонн (в два раза больше, чем в советское время), только 11% прибыли поступает в госбюджет. Остальная часть средств достается нефтяным компаниям, жирующим на фоне высоких мировых цен на нефть и уводящим свои прибыли в оффшоры, или же идет в находящийся в Америке и работающий на Америку «стабилизационный фонд». В этой связи едва ли у простого человека вызывает энтузиазм недавнее оптимистическое заявление Президента России о том, что в скором времени экспорт нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона возрастет с 3% до 30%.

Вместо такого энтузиазма возникают правомерные вопросы к Президенту России:

-Отвечает ли общегосударственным интересам неограниченное вычерпывание и продажа за рубеж российских нефтегазовых ресурсов?

-Отвечает ли интересам страны существующий сейчас критерий объемов добычи и экспорта нефти и газа, ориентированный только на мировой спрос?

-Отчего у России отсутствует долгосрочная политика в сырьевой сфере, направленная на решение проблем комплексного социально-экономического развития страны?

Рассматривая эти вопросы через призму переговорного процесса ГАТС/ВТО, следует подчеркнуть, что именно отсутствие такой политики у России более всего устраивает западных переговорщиков в ВТО. В этой связи является несущественным с точки зрения интересов страны, на первый взгляд, жесткое заявление, сделанное на недавней Конференции «Нефть и Газ Сахалина» Министром иностранных дел России С. Лавровым. Он подчеркнул, что Россия отвергает идею интернационализации природных ресурсов.

В российской действительности не имеет значения, кто собственник невозобновляемых ресурсов. Они неизбежно будут истощены при неограниченной хищнической эксплуатации, будь то западными, или российскими ТНК. Тем более что львиная доля сырьевых месторождений нашей страны уже отдана иностранным ТНК, для которых (как и российских ТНК) существует только один критерий — прибыль.

Одним из ключевых требований общего характера «Раунда Доха» является требование о приведении национального законодательства (в том числе экологического) в соответствие с положениями ГАТС. Такое требование может лишить страны возможности осуществлять самостоятельное регулирование, в том числе, природоохранной деятельности.

Например, вступив в ВТО и приняв обязательства ГАТС, Россия уже едва ли сможет так решительно отстаивать свои права по вопросам охраны дальневосточной природы, как это она пытается делать в рамках проекта «Сахалин — 2». Будучи членом ВТО, в конфликтах, подобных сахалинскому, России будет уже противостоять не отдельная ТНК или страна, а вся судебная машина ВТО, стоящая на страже интересов корпораций.

У многих стран вызвало неприятие положение ГАТС об осуществлении государственных поставок, в том числе, экологических товаров и услуг. «Государственные полномочия» трактуются очень узко, как «любая услуга, предоставляемая не на коммерческой основе, и где отсутствует конкуренция». В реальности, таких ситуаций почти не бывает.

Обращает на себя внимание позиция США и Евросоюза в ГАТС по услугам в сфере ТЭК, экологии и воды. Предложения США по «расширенным обязательствам» снимают всяческие ограничения, например, на количество добываемой иностранными компаниями нефти, и на количество нефтедобывающих предприятий в стране, взявшей на себя обязательства ГАТС. Вместе с тем, внося указанное предложение, США заявили, что оно относится только к другим странам, но не предполагает для США никаких обязательств по открытию своих рынков в области производства энергии, добыче сырья и собственности на энергетические ресурсы. Естественно, такая направленность выгодна развитым странам. Это как раз та сфера, где никто не может составить конкуренции ТНК развитых стран.

Обращают на себя внимание настойчивые усилия Евросоюза по расширению доступа ТНК к услугам по регулированию, очистке и распределению водных ресурсов в странах «третьего мира». Они сопровождают это широкой компанией по приватизации водных ресурсов в этих странах. Хотя уже доказано, что приватизация вовсе не является панацеей при решении все обостряющихся проблем водообеспечения в мире. Об этом свидетельствуют компетентные исследования в этой области, а также практика последних 20 лет.

Например, это сказано в исследовании, проведенном недавно Национальной Академией наук США совместно с рядом других авторитетных организаций США. Они пришли к выводу, что в XXI веке водные ресурсы страны должны быть сохранены в руках государства (это 86% всех водных ресурсов страны).

Вот почему США, представляя свои предложения в ВТО, не включили в них

водоснабжение и водораспределение. Они считают неуместным механизм ГАТС для регулирования водных отношений и водной деятельности в своей стране. Российской Стороне следует внимательно изучать практическую деятельность Китая, вступившего в ВТО в 2001 году.

Выводы, которые можно сделать уже сейчас, свидетельствуют о том, что Китай использует механизм ГАТС в своих интересах, но в ущерб другим странам, особенно соседям. В частности, мы все являемся очевидцами значительного не только экономического, но и экологического ущерба России в результате экономического бума в Китае. Достаточно вспомнить недавнее отравление вод Амура китайскими предприятиями.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Отсутствие результатов в переговорном процессе ГАТС/ВТО (Раунд Доха) в 2001 — 2006г.г. подтверждают глубину острых и, по-видимому, в принципе не поддающихся устранению противоречий между развитыми странами (обществом потребления и его «золотым миллиардом») и остальным миром в различных сферах, в том числе в сфере: «международная торговля — окружающая среда — развитие».

Главный вывод, который должна сделать Россия из провала переговорного процесса в этой сфере — это неприемлемость существующего механизма ГАТС с точки зрения общегосударственных интересов нашей страны. Такой вывод диктуется гигантским ущербом природоресурсному и природоохранному сектору страны в случае принятия условий ГАТС.

В целом же, спасти природные ресурсы России от хищнической эксплуатации, истощения и связанного с этим ущерба природе могут только национализация ресурсов и их рациональное использование. Нужна общегосударственная долгосрочная политика в этой области. Некоторые ключевые предложения в этой области сформулированы в расширенном докладе, который распространен среди участников слушаний. Просьба включить их в рекомендации Слушаний.


comments powered by HyperComments
Подписаться на новости
  


 

Подписаться на пресс-релизы

Новости по теме

Пресс-служба

10.09.2021 09:56

Народные депутаты обсудят проблемы сельских территорий

09.09.2021 10:09

Встреча с кандидатами в депутаты Государственной Думы РФ

02.08.2021 10:54

Объединение левопатриотических сил на выборы в Государственную Думу

04.06.2021 10:15

КПРФ за отмену пенсионной реформы!

28.05.2021 09:39

Детско-юношеский турнир «Шахматная королева» возобновлен после пандемии

19.05.2021 05:22

Красные галстуки повяжут школьникам Новосибирска в День пионерии

28.04.2021 11:58

Итоги XVIII Съезда КПРФ и Задачи на выборах в Госдуму обсудят в Новосибирском обкоме

15.04.2021 14:58

30 лет референдуму: Народ голосовал за СССР

19.01.2021 09:37

Коммунисты Новосибирска почтут память В.И. Ленина

07.12.2020 12:44

Covid-19: всё ли делается для спасения людей?

Актуальный комментарий

17.08.2021 07:43

Ренат Сулейманов: Принципиальный спор только один — капитализм или социализм

16.07.2021 11:45

Ренат Сулейманов о вакцинации: У людей должен быть выбор.

09.06.2021 12:54

Ренат Сулейманов: Новосибирск избежал переименований

19.05.2021 11:27

Анатолий Локоть: Пионерская организация воспитывала настоящих патриотов, будущих строителей великой страны

09.05.2021 06:41

Анатолий Локоть: 9 мая в каждой семье вспоминают своих героев

01.05.2021 12:58

Анатолий Локоть: День солидарности трудящихся остается особенной датой в календаре

12.04.2021 10:59

Анатолий Локоть: Советский Союз навсегда закрепил за собой статус первой космической державы

24.03.2021 13:23

Владимир Карпов: Переименования не должны вносить раскол в общество

12.02.2021 13:58

Ренат Сулейманов: КПРФ – последняя надежда на возврат к обществу социальной справедливости

22.01.2021 10:37

Александр Бурмистров: Мирный протест или искусственные провокации?

Аналитика

13.09.2021 14:30

Академик Кашин рассказал об основных проблемах сельского хозяйства в России (материалы доклада)

02.07.2021 12:24

Десять шагов к власти народа

02.07.2021 12:16

Сергей Обухов: Общественные страхи, вакцинация и выборы

15.04.2021 07:57

Геннадий Зюганов: Кудрин понимает: своя рубашка — своя компашка — ближе не только к телу, но и к престолу

25.03.2021 11:49

Как в Новосибирске реализуют нацпроект «Демография»: доклад мэра в Госдуме

02.11.2020 10:29

Перечень видеоматериалов телеканала «Красная Линия», рекомендуемых к использованию в системе партийной учёбы и политического просвещения КПРФ в 2020/21 учебном году

02.11.2020 08:29

Методические рекомендации по организации партийной учёбы и просветительской работы в 2020/21 учебном году

01.10.2020 08:07

Первая сессия Горсовет-2020: новые депутаты, скандалы, коалиции

28.03.2020 06:48

Строительное производство и современность

10.03.2020 08:36

Отчет о работе фракции КПРФ в Совете депутатов Новосибирска VI созыва в 2015-2019 гг.

Новости

27.09.2021 21:15

В Новосибирске продлили режим повышенной готовности

27.09.2021 14:17

В Новосибирске спрогнозировали введение электронного голосования в 2023 году

27.09.2021 14:05

Комсомольцы Новосибирска провели пикеты против нарушений на выборах

27.09.2021 04:56

В Москве прошла встреча депутатов-коммунистов с избирателями

26.09.2021 22:02

Состоялось Всероссийское совещание партийного актива КПРФ по итогам избирательной кампании

25.09.2021 11:18

Как делается «победа» «Единой России»: сравнение результатов выборов в городе и в селе

25.09.2021 07:47

Александр Бурмистров: Электронное голосование означает отмену выборов

24.09.2021 11:12

Анатолий Локоть поздравляет академика Александра Асеева с юбилеем

24.09.2021 09:52

Двойные стандарты: Избиркомы не видят агитации «Единой России», но видят «агитацию» КПРФ

24.09.2021 07:44

Анатолий Локоть продолжит работу на посту мэра Новосибирска